ХАМАС vs Палестинская автономия. Кто представляет палестинский народ?
После событий 7/10 президент США Джо Байден несколько раз говорил, что ХАМАС не представляет палестинцев, что "подавляющее большинство" палестинцев не поддерживают ХАМАС, и подчеркивал, что после войны необходимо вернуться к формуле "два государства для двух народов", намекая, по всей видимости, на администрацию Палестинской автономии в качестве настоящего представителя палестинцев. Разбираемся в том, соответствует ли это действительности, кто представляет палестинский народ и каких взглядов придерживается большинство палестинцев сегодня.
От международного терроризма к международному признанию
Чтобы разобраться в том, что такое Палестинская автономия, для начала стоить понять каковы истоки тех, кто ей сегодня управляет.
В 1964 году в рамках Лиги арабских государств родилась Организация освобождения Палестины (ООП), призванная представлять палестинцев и их интересы отдельно от арабских государств или в дополнение к ним. Активно действовать организация начала уже после Шестидневной войны, когда палестинцы осознали, что на военные возможности арабских стран в борьбе с Израилем они расчитывать не могут.
В 1968 году ООП вышло с достаточно агрессивной декларацией своих устремлений – Палестинской хартией (оригинал, перевод на английский), в которой они отрицают право на существование Израиля и объявляют единственным способом борьбы с Израилем – вооруженный. Слова они скоро подкрепили делом. В ООП вошли разные партии, каждая из которых имеет большой послужной список местных и международных террористических актов. Лидирующей партией стало Движение за национальное освобождение Палестины (ФАТХ) под руководством Ясира Арафата.
Сегодня лавры самых жестоких террористов по праву принадлежат ХАМАС, но в 60-80-х партии ООП, кроме жесточайших терактов на территории Израиля, устроили также террор поистине мировых масштабов.
Они ответственны за:
подрыв (1968) и расстрел (1970) школьных автобусов в Израиле
захват школьников в заложники (1974)
захваты рейсовых автобусов (1978, 1984, 1988)
подрывы бомб в израильских городах (1968, 1969, 1975)
множественные угоны международных авиа-рейсов: Рим – Тель-Авив (1968), Франкфурт – Нью-Йорк (1970), Цюрих – Нью-Йорк (1970), Амстердам – Нью-Йорк (1970), Вена – Тель-Авив (1972), Тель-Авив – Париж (1976) и др.
расстрел израильской делегации на Мюнхенской олимпиаде (1972)
взрывы самолетов: Цюрих – Гонконг (1970), (предотвращенный) Лондон – Тель-Авив (1986)
перестрелки в аэропортах Афин (1968), Цюриха (1969), Рима и Вены (1985)
захват итальянского теплохода (1985) и убийство заложника-еврея (пожилого человека 69 лет в инвалидной коляске застрелили и выбросили за борт на глазах жены)
и другие теракты, в результате которых погибло не менее 600 человек, тысячи были ранены.
После подрыва 3 угнанных боингов в иорданской пустыне, вооруженные силы Иордании начали агрессивную военную кампанию против базировавшихся в стране палестинскими боевиков, в результате чего они по сути были изгнаны. Бремя принятия на себя сотен тысяч вооруженных палестинских боевиков легло на слабый и политически раздробленный Ливан.
Перебазировавшись с восточной на северную границу Израиля, боевики ООП стали катализатором и активной частью ливанской гражданской войны в 1975 году. Это не мешало им, однако, участить и разнообразить террористическую деятельность, совмещая ее также с ракетными обстрелами северных израильских городов и поселений, что, вместе с покушением на израильского посла в Лондоне в 1982 году, спровоцировало Израиль на вторжение в Ливан и начало операции Шлом аГалиль (Мир Галилее), переросшей в Первую ливанскую войну. Одним из результатов операции стало сначала оттеснение террористов ООП из Южного Ливана в Бейрут, а затем изгнание Арафата и его боевиков на корабле из Ливана в Тунис.
Так или иначе, своим масштабным международным терроризмом ООП добилась своей главной цели: палестинский вопрос с тех пор почти не сходит с международной повестки дня. Несмотря на десятки террористических акций до и после, в 1974 году Арафата впервые пригласили в ООН произнести речь, которую встретили овациями, и приняли ООП как наблюдателя, даря Арафату и ООП легитимацию представительства палестинцев на международном уровне.
Осло, Палестинская автономия и отказ от государства
К 90-м годам ООП резко снизили темпы своей террористической деятельности и стали отвечать на попытки сесть за стол переговоров, чтобы попытаться урегулировать палестино-израильский конфликт политическим путем по формуле «два государства для двух народов». В 1988 году Арафат передал сообщение, что готов к переговорам и потенциальному признанию государства Израиль.
Последствием этого процесса стали соглашения Осло (1993-1995), по результатам которых израильские войска покинули крупные арабские города на Западном берегу и в секторе Газа, где и был создан предварительный “проект” будущего палестинского государства – Палестинская автономия со своей гражданской администрацией и силами безопасности. Соглашения, носившие временный характер, разделили территорию Западного берега на три зоны (А – палестинская, B – смешанного контроля и С — израильская) и подразумевали поэтапное отступление израильских войск со все больших территорий. Дальнейшие же переговоры в обозримом будущем с обсуждением вопроса палестинского государства, статуса Иерусалима, вопроса палестинских беженцев 1948 года, признания Израиля и гарантий безопасности должно было привести к подписанию окончательного и постоянного мирного соглашения.
В те же годы набирает силу и популярность основанная в начале Первой интифады в 1987 году радикально-исламистская альтернатива ООП – ХАМАС.
В своей оригинальной Хартии 1988 года, они отозвались об ООП как об организации с общими интересами, но неверно отделяющей будущее палестинского государства от ислама, который, по их мнению, должен был стать основной всего. Однако в ходе подписания соглашений Осло они обрушились с жесткой критикой на ООП и любой переговорный процесс с Израилем, считая всю землю от Средиземного моря до реки Иордан священной мусульманской землей и заявляя, что никто не имеет права ей торговать. Критику они подкрепили волной массовых терактов.
Кроме того, и в самой ООП всегда имелись радикальные элементы, по-прежнему считавшие войну единственным путем и в полной мере проявившие себя во Вторую Интифаду (2000-2005), когда Израиль захлестнула беспрецедентная волна смертоносных терактов внутри страны.
Этому предшествовало, однако, одно из самых масштабных с 1947 года предложений о создании палестинского государства. И по мнению многих экспертов – лучшее предложение, которое только мог получить Арафат.
В ходе двух встреч в Кэмп-Дэвиде (США) и Табе (Египет) в 2000-2001 году премьер-министр Израиля Эуд Барак и президент США Билл Клинтон предложили Арафату создать палестинское государство на 100% территории сектора Газа и более чем 90% территорий Западного берега, что означало полную эвакуацию населения из большого количества построенных с 1967 года израильских поселений, за исключением аннексии двух больших блоков и небольшой полосы безопасности на границе с Иорданией в обмен на часть израильских территорий в Негеве; передать районы Восточного Иерусалима, включая мусульманский и христианский кварталы Старого города, а также Храмовую гору под контроль палестинцев; принять до 100,000 палестинских беженцев на территории Израиля в качестве воссоединения семей, предоставить фонд в $30 млрд компенсации остальным беженцам и дать согласие на возвращение желающих беженцев на территорию палестинского государства.
Арафат отверг это предложение под предлогом несогласия по вопросам беженцев и статуса Старого города Иерусалима, за что подвергся критике даже со стороны посредника по переговорам – саудовского принца Бандара, назвавшего этот отказ “преступлением против палестинцев”. Похожее предложение премьер-министра Эуда Ольмерта в 2008 году не принимает уже преемник Арафата (после его смерти в 2004), нынешний председатель Палестинской автономии Махмуд Аббас.
📣 Мы планируем подробный материал о Палестино-израильском конфликте. Подпишитесь на наши каналы, чтобы не пропустить.
Усидеть на двух стульях?
Рассуждая о том, почему эти предложения были отвергнуты, некоторые предполагают, что подписание было бы встречено бунтом радикально настроенных элементов, в том числе ХАМАС, и возможным свержением лидеров ПА, и потому они предпочли сохранить “лицо борцов”, а значит и свою власть в том виде, в каком они получили ее после соглашений Осло.
Некоторые пытаются оправдать это тем, что израильтяне и американцы в обход временных рамок соглашений Осло слишком форсировали события для подписания постоянного соглашения, Арафат не достаточно доверял Бараку и его якобы поставили в некомфортные условия. Кто-то считает, что Арафат сознательно прибегал к тактике отказов, так как считал, что американское давление заставит Израиль и дальше идти на большие уступки.
Кто-то же убежден, что весь мирный процесс со стороны Арафата и ООП изначально был фикцией, и все это было лишь умелое маневрирование между красивыми декларациями для мира и настоящими намерениями на “поле боя”.
Ведь то, что Арафат говорил еще во времена Осло на английском и арабском слегка отличалось друг от друга. В 1994 году, между подписанием первых и вторых соглашений Осло, была опубликована тайно записанная речь Арафата во время визита в мечети Йоханнесбурга (ЮАР):
«И на протяжении многих лет после этого соглашения, которое, поверьте мне, является лишь первым шагом и не более того, многое еще предстоит сделать. Джихад будет продолжаться, и Иерусалим – будет достоянием не только палестинского народа. Он предназначен для всей мусульманской умы, всего мусульманского народа[…]
Это соглашение подобно тому, которое было подписано между нашим пророком Мухаммедом и курайшитами.[…] Мухаммед принял это предложение, и сейчас мы примем это мирное предложение. Но мы продолжим наш путь в Иерусалим[…]»
ред. примечание: соглашение с племенем курайшитов, контролировавших Мекку, позволило Мухаммеду и его последователям молиться там. Когда же Мухаммед и его войско окрепло, он аннулировал соглашение и завоевал Мекку.
Через год после подписания вторых соглашений некоторые скандинавские СМИ, опираясь на свои источники, обнародовали расшифровку речи Арафата в ходе тайной встречи с арабскими дипломатами в 1996 году в Стокгольме, в которой он якобы признался, что стратегия ООП лежит в психологическом расколе израильского общества, который сделает жизнь израильтян в среде растущего количества арабов вокруг “невыносимой”. Сам Арафат отрицал сказанное, но различные расследования СМИ и даже израильской разведки предполагали, что опубликованное скорее всего соответствует тому, что и правда было сказано.
Не способствовала атмосфере мира и обстановка безопасности в Израиле. Сложилась ситуация, в которой Израиль в рамках временного соглашения освобождал все больше палестинских территорий, но сталкивался с все большими угрозами безопасности. Это толкало как и избранного после убийства Рабина премьер-министра Нетаниягу, так и в последствии премьер-министра Барака требовать скорейшее обсуждение постоянного соглашения, которое должно было дать полные гарантии безопасности и возложить ответственность за нее на палестинскую администрацию.
Став в одночасье отвечающей практически за все происходящее на Западном берегу и в секторе Газа, палестинская администрация ощущала немалое давление, когда к середине 90-х теракты смертников ХАМАС набрали обороты и первые громкие взрывы прозвучали на центральных улицах израильских городов.
Но задержанные тогда палестинскими силами безопасности террористы, были, по всей видимости, намеренно отпущены к началу Второй интифады в сентябре 2000 года, после провала переговоров в Кэмп-Дэвиде. Более того, спустя годы, в разных интервью и заявлениях, сами лидеры ФАТХ подтверждали расхожее еще в начале 2000-х предположение касательно того, что именно Арафат вдохновил силы интифады после возвращения из США.
Стоит отметить, израильская служба внутренней разведки и безопасности ШАБАК полагала, что Арафат был не причастен к началу интифады, а протесты, возможно, начались из-за накопившейся усталости палестинского общества от фактического отсутствия прогресса со времен Осло. Эту версию не совсем подтверждает опрос общественного мнения на время саммита (июль 2000), который показывал, что 68% поддержали тогда неуступчивую переговорную позицию Арафата, однако через год, когда интифада уже насчитывала немало жертв с обеих сторон, 63% выступали за немедленное возвращение к переговорам.
Как бы то ни было, срыв переговоров, интифада, активная роль ХАМАСа в ней и ее последствия практически завели в тупик процессы, запущенные десятилетием ранее в Осло.
Хотя террористы прибегали к разнообразным методам террора, а взрывы смертников начались еще в 90-х, в израильской памяти именно Вторая интифада запечатлелась волной мощных взрывов в самых разных частях страны, и именно таким израильское общество запомнило ответ палестинцев на, казалось бы, долгожданное предложение мира.
Формально Арафат осуждал теракты смертников и отрицал причастность автономии к ним, однако одна из самых активных группировок на этом фронте – Бригады мучеников аль-Аксы (список терактов) – позиционировала себя не иначе как военное крыло партии ФАТХ, что позже было подтверждено расследованиями и словами представителей палестинской администрации. В то же время, сам Арафат (и позже Аббас) не скрывая оплакивал террористов и называл их “мучениками”. И по сей день террористы и их семьи, частью какой бы группировки они ни были, получают немалые субсидии из бюджета автономии, что не раз признавалось одним из значительных стимулов террористической деятельности. Подобное поведение Арафата даже прозвали тогда в Израиле политикой “вращающихся дверей”.
На волну террора Израиль ответил наземной операцией Хомат Маген (Защитная стена). Раздавив террористические ячейки в покинутых войсками несколькими годами ранее палестинских городах, Израиль с тех пор задекларировал за собой право по согласованию с палестинской администрацией вводить войска в зону А и проводить ограниченные операции в случае необходимости. Вместе с тем, установленные разделительные заборы и КПП вокруг Западного берега и сектора Газа (ставшие по сути границей после размежевания 2005 года), позволили Израилю значительно сократить террор смертников к 2005 году и далее.
Таким образом, Палестинская автономия во главе с Махмудом Аббасом, с 2007 года контролирующая лишь Западный берег (сектор Газа в ходе выборов, а затем вооруженного переворота отошел ХАМАСу), с одной стороны продолжает сотрудничать с израильскими спецслужбами, с другой – не осуждает, а в некоторых смыслах и вполне поддерживает терроризм, исходящий как с территории подконтрольной им, так и из Газы. Эта не совсем внятная политика некого статуса-кво, не говорящая ни “да”, ни “нет” как в отношении мирного процесса, так и в отношении вооруженного противостояния, помноженная на коррупцию и игнорирование рядовых проблем жителей, с годами стоила Аббасу и ФАТХ значительного снижения популярности и народного недовольства.
В то же время, эта самая политика и очередное непринятие мирного предложения Ольмерта в 2008 году на десятилетие сформировали в израильском обществе широкий консенсус в том, что вести переговоры не с кем, а чем больше уступки и компромиссы с израильской стороны – тем больший террор Израиль получает в ответ.
С одной стороны, нет надежного партнера, который бы шел на встречу и отвечал за свои слова и действия. С другой стороны, с начала 2000-х годов палестинское общество шло по пути только еще большего раскола на лагеря, и в реальности сложно говорить о неком едином представителе палестинского народа, способном объединить разные его части, обуздать радикальные настроения масс и гарантировать контроль над множеством террористических элементов и вооруженных формирований, учитывая значительный рост популярности радикальной идеологии ХАМАС с момента его основания и по сей день.
На языке цифр: кто же представляет палестинское общество и о чем думают простые палестинцы сегодня?
В 2006 году ХАМАС набрал 44% голосов и победил на выборах в палестинский национальный совет (парламент), а Исмаил Ханийе занял пост главы правительства автономии. Конфликт между ХАМАС и ФАТХ, переросший в вооруженную борьбу, лишил в 2007 году ФАТХ всякой власти в секторе Газа. Председатель автономии Махмуд Аббас распустил правительство и с тех пор назначаемые им премьер-министры официальной Палестинской автономии управляют лишь территорией Западного берега. Газа же целиком и полностью предоставлена ХАМАСу.
Тем не менее, и на Западном берегу популярность ХАМАС также стабильно высока. Это и является неофициальной причиной нескольких переносов выборов председателя (в 2014 и в 2021 запланированные выборы не состоялись).
Согласно опросам PSR (Palestinian Center for Policy and Survey Research) и KAS (Konrad-Adenauer-Stiftung) за май и сентябрь 2023 года, если бы выборы председателя Палестинской автономии проходили сегодня между Махмудом Аббасом и одним из лидеров ХАМАС Исмаилом Ханийе, победил бы второй (37% против 58%). При этом большинство Ханийе получил бы как в секторе Газа, так и чуть меньшее на Западном берегу. Объясняется это во многом крайней непопулярностью нынешнего председателя, чей рейтинг колеблется в районе 20%. Так, если бы выборы проходили между Ханийе и Марваном Баргути, заключенным в израильской тюрьме с 2002 года за организацию терактов, с 60% победил бы Баргути, однако 37% все же проголосовали бы за Ханийе. На парламентских выборах ХАМАС и ФАТХ набрали бы примерно равное количество голосов. При этом порядка 70% опрошенных вообще не идентифицируют себя ни с одной политической партией, а уровень недовольства политикой ФАТХ и ХАМАС примерно равен и довольно высок.
Тем не менее, 38% в Газе и 24% на Западном берегу считают лучшим событием с 1948 года создание ХАМАС. В 2008 году 83% считало выход Израиля из Газы победой их военного сопротивления. 52% ожидают 3-ю Интифаду и считают вооруженное сопротивление самым действенным против Израиля и только 21% поддерживает мирный переговорный процесс. При этом 70% поддерживают создание большего количества вооруженных (террористических) группировок таких как “Львиное логово” и “Батальоны Дженина”, 51% считают, что палестинцам удастся вернуться в свои “исторические границы” и заселить деревни и города на израильской территории, из которых они бежали, а 66% убеждены, что Израиль не отметит свое 100-летие.
Организация AWRAD первой с начала войны провела опрос среди 390 человек на Западном берегу и 278 человек на юге сектора Газа.
89% считают нападение ХАМАС 7 октября оправданным, 75% поддержали эту атаку. Интересно, что процент однозначной поддержки выше именно среди опрошенных на Западном берегу, чем в секторе Газа – 68% против 47%.
65% считают нынешние боевые действия войной не только против ХАМАС, а против всех палестинцев. 98% заявили, что сегодня они чувствуют больше гордости быть палестинцами и столько же сказали, что никогда не забудут и не простят действия Израиля в этой войне. 76% положительно отзываются о движении ХАМАС в целом и 89% поддерживают действиях его военного крыла.
Все это указывает на достаточно радикальные настроения палестинского общества как в секторе Газа, так и в на Западном берегу, где уже после 7 октября проходили немалые демонстрации (в Рамалле, Шхеме, Дженине, Хевроне и Тулькареме) поддержки ХАМАС и где с начала войны израильские войска провели также ряд операций, арестовав более 1000 активистов ХАМАС.
Представленные цифры и множество других описанных фактов делают скорее несостоятельными утверждения о том, что ХАМАС не представляет палестинский народ. Они создают нереалистичную картину: якобы есть отдельно террористы ХАМАС и другие радикальные элементы, представляющие меньшинство, а отдельно существует как-будто бы большинство мирно настроенных палестинцев, которые, по всей видимости, должны быть представлены официальной палестинской администрацией на Западном берегу.
Но, во-первых, сложно говорить о неком представительстве, если даже главные политические силы палестинцев с трудом признают друг друга.
А во-вторых, на практике ситуация гораздо сложнее, и похоже, что сам палестинский народ далеко не един в стремлениях к миру. Несмотря на столетие изнуряющего обе стороны конфликта и все предложения мира, многие палестинцы, похоже, все еще или далеки от примирения с фактом существования еврейского государства и видят главным способом вооруженную борьбу до победного конца, или же считают насилие все еще лучшим способом добиваться от Израиля еще больших уступок и мирных предложений.
Израилю же, в случае ликвидации ХАМАС и при условии сохранения некого статуса-кво на Западном берегу, предстоит понять, как строить работу с Палестинской автономией дальше, стоит ли возрождать какой бы то ни было мирный процесс и если да – может ли кто-то быть настоящим партнером в нем.