Skip to content
Закон о смертной казни для террористов: за и против
Быстрый разбор

В понедельник, на заседании парламентской комиссии по национальной безопасности, прошли слушания по законопроекту 
о смертной казни для террористов. Это вновь вызвало острую дискуссию 
в израильском обществе и привело к скандалу на самом заседании.


Смертная казнь в израильском правосудии

В израильском правосудии смертная казнь может быть применена военным судом, рассматривающим дела в Иудее и Самарии (Западный берег Иордана). С 1967 года эта территория находится под военным контролем Израиля и на нее не распространяется юрисдикция обычных судов. Именно военные суды чаще всего и рассматривают дела задержанных террористов. Однако практика применения этого наказания фактически отсутствовала. С одной стороны военная прокуратура сознательно не запрашивала эту меру, с другой стороны требовалось единогласное решение судей, чтобы ее применить. Таким образом, совершивших акт террора чаще всего приговаривали на пожизненное заключение.

В положениях о военном времени существует возможность применить смертную казнь в качестве наказания, например, за предательство во время войны. Также смертная казнь в Израиле предусмотрена для нацистских преступников и их соучастников в преступлениях против еврейского народа.

Так, казнь в Израиле была применена дважды. В 1948 году Меир Тувьянски был ошибочно обвинен в национальном предательстве по подозрению и казнен военно-полевым судом. В последствии было проведено расследование, начальника военной разведки отстранили от должности, а казненного реабилитировали и приравняли к статусу павшего военного.

В 1962 году, после громкого публичного судебного процесса,
был казнен вывезенный израильской разведкой из Аргентины нацистский преступник Адольф Эйхман.


Суть законопроекта

В марте 2023 года в предварительном чтении был принят законопроект депутатки Кнессета от партии-члена правящей коалиции Оцма Йегудит – Лимор Сон Хар-Мелех.

Законопроект предложил внести в закон об уголовных наказаниях следующие изменения:

  1. сделать смертную казнь единственно возможной мерой наказания за терроризм*, то есть фактически перевести для судей эту меру из статуса одной из возможных в обязательную
    *определить террористический акт, требующий наказание смертью, как «умышленное или неумышленное убийство израильских граждан, совершенное на национальной или религиозной почве, с целью причинить вред Государству Израиль или возрождению еврейского народа на свой земле»
  2. заменить требование единогласия судей на большинство

Еще в марте у закона было мало поддержки даже среди членов коалиции и голосование за него в предварительном чтении было скорее символическим для поддержания целостности коалиции.


Что стоит за этим законопроектом?

Лимор Сон Хар-Мелех сама стала жертвой теракта в 2003 году. Машину, в которой она ехала с мужем расстреляли, ее муж умер на месте, сама Хар-Мелех, находившаяся на 6-м месяцев беременности, была ранена. По прибытию в больницу ей пришлось провести досрочные роды. Террористы скрылись с места преступления и были задержаны через несколько месяцев. Задержанная ячейка, помимо убийства Шалома Хар-Мелех, была ответственны за убийство 10 израильтян. Отбывая пожизненные сроки в израильских тюрьмах, они были освобождены в 2011 году в рамках сделки по обмену 1027 заключенных террористов на солдата израильской армии Гилада Шалита.

Стоит упомянуть, что тогда семьи погибших в терактах жертв подали петицию в Верховный суд против решения правительства в рамках сделки отпустить на свободу террористов, напрямую виновных в смерти их родных. Однако в крайне непростом судебном решении судьи постановили, что, несмотря на то, что понимали и разделяли боль пострадавших семей, они не считали себя в праве вмешиваться в правительственные решения в сфере безопасности такого уровня и подвергать риску срыва хрупкий договор, когда на кону была жизнь и благополучие израильского военнопленного.


За и против

Кроме более философских аргументов о справедливости и соразмерности наказания, сторонники закона исходят из предположения, что именно пожизненное содержание многих террористов в тюрьмах побуждает группировки совершать похищения израильтян и требовать обмен. Также необходимо учитывать что содержание в тюрьмах большого количества заключенных требует больших бюджетных затрат.

Кроме того, сторонники законопроекта полагают, что это могло бы быть методом психологического сдерживания, в основном для террористов-одиночек (явление не относящихся к группировкам людей, спонтанно решающих совершить нападение), когда они замышляют теракт и оценивают, что им угрожает после.

Противники же возражают, что каждый, кто решается на теракт, даже сравнительно небольшой, обычно знает, что вероятность быть убитым на месте при нейтрализации израильскими службами безопасности достаточно высока и вряд ли террорист серьезно рассчитывает как совершить теракт так, чтобы быть только задержанным. Напротив, эта мера может вдохновить волну терактов смертников и побудить террористов совершать более жестокие теракты, чтобы в ситуации, когда им по сути нечего терять, быть застреленными во время теракта и тем самым избежать казни или же прилагать больше усилий в попытке сбежать и скрыться.

Представители служб безопасности Израиля всегда активно выражали сомнение в эффективности данной меры в противодействии террору
и давали оценку, что это, напротив, скорее спровоцирует скачок агрессии. Были также опасения, что казненных могут героизировать и использовать как пример для подражания, или что это может побудить террористов чаще прибегать к тактике похищений израильтян с целью обмена на террористов, находящихся под судом или в ожидании приведения приговора в действие.

Кроме соображений безопасности, фактическое применение смертной казни могло бы отрицательно сказаться на международном имидже Израиля в среде демократических, западных стран и спровоцировать серьезные протесты в арабском мире.

Многие израильтяне также идеологически выступают против применения смертной казни. В их числе не только либерально настроенное слои общества, но и ультра-религиозные партии, ведь с точки зрения иудаизма смертную казнь с древних времен мог применять только Синедрион – суд из 70 мудрецов Торы, ныне не существующий.

Закон также подвергли большой критике за одностороннюю трактовку термина терроризм, предусматривавшего смертную казнь по сути только за
теракты, совершенные против евреев.


Почему про это заговорили сейчас?

События 7 октября подняли непростые вопросы о том, как именно должен проходить суд над задержанными террористами, и какое наказание они должны понести, возобновив и дискуссию о смертной казни.

Прекратить же само обсуждение закона на этой неделе потребовали семьи похищенных израильтян, так как сейчас это ставит под угрозу жизни их близких. Это и стало предметом тяжелого спора на заседании комиссии.

Фото: Ноам Мошкович, пресс-служба Кнесета

 

Есть большие сомнения в том, наберет ли когда-либо подобный закон достаточную общественную или политическую поддержку для его принятия, но этот многолетний спор израильского общества дает хорошее представление о том, 
с какими дилеммами морали, этики, правосудия и безопасности приходится сталкиваться Израилю.

Поделиться

Наши соцсети

подпишитесь, чтобы не пропускать главное

спецматериалы