Чему учат в палестинских школах?
События 7 октября практически свели на нет концепцию сохранения статуса-кво, рожденную после провала в 2000-х годах мирных процессов, начатых соглашениями Осло. Вернулись старые, непростые вопросы о том, возможно ли сосуществование и, если да, то в каком формате? Возможен ли мирный диалог и признание и, если да, то с кем? Есть ли надежда на смену поколений в палестинском лидерстве, и на чем воспитывается та самая молодежь, на которую эту надежду возлагают? Разбираемся в системе палестинского образования и учебных материалах, на которых выросло уже не одно поколение.
Вместе с политической автономией в 1994 году, палестинская администрация получает и автономию в сфере образования. С 1948 года школы на Западном берегу Иордана учились по иорданским учебникам, школы сектора Газа – по египетским. С 1967 года эти программы остаются в силе, но серьезно цензурируются израильскими властями на предмет экстремистских и открытых анти-израильских нарративов. В 1994 году в оборот возвращаются оригинальные, не отредактированные Израилем программы, с обязательством в течение нескольких лет поэтапно разработать свои собственные программы. В 2000-м году появляются первые палестинские учебники для начальных классов, а к 2006 уже издаются учебники для старшеклассников.
С того момента израильская некоммерческая организация IMPACT-SE внимательно наблюдает за материалами учебников, проверяет их на соответствие заявленным ценностям ООН, таким как терпимость, ненасилие и миротворчество и публикует регулярные отчеты. По данным их исследований, с момента первого издания, учебники мало меняются и содержат крайне агрессивные нарративы и идеи:
“Наше обширное исследование школьных учебников ПА последовательно показало систематическое включение идей насилия, мученичества и джихада в учебные пособия по всем предметам и во всех классах, а также распространение крайнего национализма и исламистских идеологий во всей учебной программе, включая учебники по естествознанию и математике; отказ от возможности мира с Израилем; и полное исключение упоминания какого-либо исторического еврейского присутствия на современных израильских и палестинских территориях”.
Приведем часть переведенных примеров из отчетов за последние годы:
ℹ️ Чтобы не возникало сомнений в соответсвии указанного в отчете перевода и оригинальных текстов, мы дополнительно просканировали часть примеров через автопереводчик картинок Google.
Чему и как учат палестинских школьников?
Прославление мучеников, идеалы джихада, воспевание смерти
Школьников обучают цифрам и в задании их просят выбрать верное из предложенных цифр число “мучеников Первой интифады”.
Задание:
1 Прочитайте следующие предложения, затем напишите выделенное число цифрами:
А. Длина стен Иерусалима – четыре тысячи двести метров.
Б. Количество школ в Палестине по состоянию на 2010 год составляет две тысячи восемьсот пятьдесят шесть школ.
C. Число мучеников Первой интифады составляет две тысячи двадцать шесть мучеников.
Учеников просят выполнить упражнения по грамматике, основные темы которых джихад, мученичество, тюрьмы и конфликт.
Задание:
1. Выделите предлоги в следующих примерах:
Джихад – это одна из дверей в рай. / [Бог] сказал: «Я лучше буду в тюрьме, чем буду делать то, к чему меня призывают». (Коран 12:33)
2. Определите глагол, его существительное и его сказуемое:
Палестинцы стали примером жертвоприношения.
Сегодня вечером в небе шел дождь.
3. Просклоняйте подчеркнутые слова:
Умар ибн аль-Хаттаб – да благословит его Бог – будет заботиться о вдовах.
Резня в Давайме остается явным позорным знаком на лбу сионистов.
Земля Иерусалима начала спрашивать мой народ: почему над ней не развевается ее флаг?
Палестинцы остаются едиными перед лицом несправедливости.
Палестинцы — львы в борьбе с врагами. — Действительно, палестинцы — львы в борьбе с врагами.
Смерть представляется лучше, чем жизнь, в главе, прославляющей палестинских мучеников. Критике подвергаются те, кто стремится жить плодотворной, мирной жизнью вместо того, чтобы идти по пути мучеников. «Испить чашу горечи со славой гораздо слаще, чем приятная долгая жизнь, сопровождаемая унижением».
Мы гордимся ими, воспеваем их чудеса, изучаем их марш и даем их имена нашим детям; мы помещаем их имена на наших улицах, площадях и в культурных местах. Мы опрыскиваем наши собрания ароматом их памяти, и каждый из нас желает быть похожим на них. Они украсили страницы истории. Они научили людей, что чашу горечи испить со славой гораздо слаще, чем приятная долгая жизнь, сопровождаемая унижениями. Действительно, они создали прославленную историю нации. Они герои.
Смерть представляется как нечто предопределенное. Выбор пути джихада – как смелость, которая не сокращает жизнь, а лишь делает ее более осмысленной.
Мужество и смелость: Мусульманин не боится смерти, поскольку она неизбежна. Судьба предопределена, и неспособность бороться и совершать джихад не увеличивает возраст, а смелость не уменьшает его. Он отвергает унижение и позор и ищет славы и достоинства для себя и своего народа.
1. Я отмечу (V) верное утверждение и (X) неверное утверждение и затем перенесу ответ в тетрадь:
а. Присоединение к джихаду сподвижников Пророка стало причиной их смерти.
5. Объясните:
а. Мусульманин всегда спешит откликнуться на призыв к джихаду.
Учебник прославляет Даляль аль-Муграби, совершившую теракт с захватом заложников в автобусе в 1978 году, в результате которого погибло 38 израильтян и 72 были ранены.
Далал аль-Муграби
Наша палестинская история полна имен мучеников, отдавших свои жизни за родину, в том числе мученика Далаля аль-Муграби. Ее борьба отражает вызов и героизм, делая ее память бессмертной в наших сердцах и умах. Текст в наших руках говорит об одной стороне ее борьбы.
Отрицание/игнорирование Израиля, исторической и культурной связи евреев с землей Израиля, искажения истории
Наименование Израиль и какое-либо упоминание еврейского государства отсутствует на картах. Вся территория современного государства Израиль называется Палестиной. Современные израильские города и поселения почти не изображаются на картах.
То же самое в учебниках младших классов. Вся территория современного Израиля изображается палестинской.
Палестина представляется как государство, границы которого простираются «от Средиземного моря до реки Иордан», а площадь его – 27,000 км² – число, включающее территорию Израиля.
Стена Плача представляется как мусульманское святое место, западная стена мечети Аль-Акса, а право на стену принадлежит исключительно мусульманам.
Стена Аль-Бурак была названа в честь имени [божественного зверя] Аль-Бурака, который нес Пророка во время Ночного Путешествия и Вознесения на Небеса. Стена Аль-Бурак является частью западной стены мечети Аль-Акса, а мечеть Аль-Акса, включая стену, являются палестинской землей и исключительным правом мусульман.
В учебнике приводится фотография мечети Хасан Бек в современном Тель-Авиве как иллюстрация к палестинскому городу Яффо, который «арабские предки построили 6 тысяч лет назад».
Город Яффо
Я Яффо; Я русалка; Я палестинский город. Ваши древние арабские предки построили меня шесть тысяч лет назад на берегу Средиземного моря.
Иерусалим представляется как город, построенный арабами тысячи лет назад и священный для мусульман и христиан.
Я узнал:
* Иерусалим – арабский город, построенный нашими арабскими предками тысячи лет назад.
* Иерусалим – священный город для мусульман и христиан.
Борьба во всем: арифметика мучеников, физика метания камней, биология столкновений с израильской армией
Школьникам 3-4 классов предлагается считать не яблоки или конфеты, а мучеников и заключенных в израильских тюрьмах.
Энергия упругой деформации и расчет ускорения изучаются через метание камней на протестах. Звуковые волны – через якобы заглушение призывов к молитве в мечети Аль-Акса.
Работа человеческого тела изучается через состояние людей в столкновениях с израильской армией, а польза воды и соли – на примере голодовки заключенных в израильских тюрьмах.
Это только небольшая часть примеров из двух отчетов. С большим количеством отчетов и разобранными в них примерами можно ознакомиться на сайте IMPACT-SE. В своем количественном анализе, организация нашла более 2,700 формулировок по всем учебникам, так или иначе относящимся к насилию и агрессии.
Как устроена палестинская система образования?
Палестинское образование делится на несколько ступеней: базовое школьное с 1 по 10 класс, старшая школа 11-12 классы и университет или технический колледж. Школы делятся на три типа в зависимости от того, кто ими руководит: министерство образования при Палестинской администрации (74%), UNRWA (Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам) (13%) или же частные лица (13%). На 2021 год количество школ составляло 3107, число школьников – порядка 1,338,000, число учителей – 59,098.
Палестинское министерство образования было основано в 1994 году. Одним из первых министров образования в начале 2000х стал Нассер аль-Шайер, получивший докторскую степень по религиоведению в Манчестерском университете – он изучал роль женщины в исламе и иудаизме. Помимо должности министра образования, аль-Шайер был также членом ХАМАС, за что дважды задерживался Израилем и каждый раз был отпущен через короткий срок.
После захвата власти военным путем ХАМАСом в 2007 году, ПА убрала с должностей министров всех членов ХАМАС, включая аль-Шайера. С тех пор должности министра занимали или независимые кандидаты, или члены ФАТХ. Министр от ФАТХ (2014 – 2019) Сабри Сайдам неоднократно заявлял, что вся территория Израиля – это “Палестина” и говорил о необходимости удаления Израиля с карт и важности прославления “мучеников”.
В секторе Газа с 2007 года должности министра образования, как и позиции других министров, занимают члены ХАМАС. Все эти годы министром образования был член политического крыла ХАМАС Усама аль-Мазини, который также отвечал за переговоры по сделке обмена заключенных на солдата Гилада Шалита. В конце октября 2023 года он был ликвидирован израильской армией.
Критика, ответ на критику и принимаемые меры
С момента публикации первых учебников, образовательная программа палестинских школ и используемые в учебе материалы подвергались большой критике. Вокруг палестинских учебников развилась дискуссия между теми, кто считает, что использование упомянутых выше примеров неприемлемо, и теми, кто видит в этом некую легитимацию.
В 2021 немецкий Georg Eckert Institute (GEI) for International Textbook Research провел профинансированное Евросоюзом исследование, на которое ссылается UNWRA, некоторые политики, некоммерческие организации, ученые и журналисты, включая цитирование в форме мнения в израильской газете Haaretz.
Отчет приводит много примеров красивой риторики учебников о человеческих правах, толерантности и принятии другого. Что же касается примеров, освещенных в отчетах IMPACT-SE, GEI также публикует многие из них, однако приходит во многом к противоположным выводам. Например, использование примеров конфронтации с израильской армией в учебниках естествознания исследование определяет как легитимную практику применения в учебе реальных жизненных примеров. Воспеванию мученической культуры, понятий джихада, игнорированию существования Израиля выводы отчета дают довольно расплывчатую оценку или не дают ее вовсе.
В целом, можно сказать, что большинство высказываемых мнений на счет палестинских учебников содержат в себе скорее субъективную оценку приемлемости материалов в контексте палестино-израильского конфликта и персональной позиции по нему, нежели чем оценку образовательной среды и эффектов транслирования тем политизированной агрессии и насилия.
В 2017 году министр образования Палестинской автономии Сабри Сайдам ответил на критику и сказал, что материалы палестинских учебников “отражают палестинскую идентичность”, что те, кого израильская сторона называет террористами, с палестинской точки зрения – “мученики и национальные герои” и наоборот.
Это соотносится с риторикой критиков IMPACT-SE, которые заявляют, что их исследования не предоставляют достаточный контекст и кажутся неприемлемыми только израильской стороне. Важно сказать, что IMPACT-SE занимается мониторингом учебных материалов во многих других странах (включая недавнее исследование российских и украинских учебников), и цель отчетов организации в том, чтобы учебники во всем мире, включая палестинскую школьную программу, прекратили использовать пропагандистские материалы и создали безопасную, плюралистичную образовательную среду, о чем они, в том числе, говорят в своем ответе на заявление UNWRA.
Несмотря на многолетнюю полемику и рассуждения на тему, политические круги западных стран склоняются в сторону неприемлемости подобных материалов и это так или иначе отражается в политике и принимаемых мерах.
В 2018 году администрация президента США (на тот момент) Дональда Трампа прекратила ежегодную поддержку UNWRA от США размером в $360 млн (треть их годового бюджета в $1.1 млрд). Администрация нынешнего президента США Джо Байдена однако возобновила поддержку в частичном размере в 2021 году. Другими большими донорами UNRWA и Палестинской администрации в вопросах образования являются страны ЕС. В мае 2023 года Европарламент в четвертый раз принял резолюцию, осуждающую материалы учебников палестинской школьной программы, и призвал к радикальным реформам под очередной угрозой повторной заморозки финансирования.
В прошлом году, однако, средства были разморожены без всяких условий переиздания учебных материалов.
Тем не менее, события 7 октября вновь подняли вопросы о финансировании Палестинской администрации и ее системы образования. Сразу после атаки ХАМАС Евросоюз заморозил перевод бюджетных средств суммой в €691 млн.
The scale of terror and brutality against #Israel and its people is a turning point.
There can be no business as usual.
As the biggest donor of the Palestinians, the European Commission is putting its full development portfolio under review, worth a total of EUR 691m
⤵️— Oliver Varhelyi (@OliverVarhelyi) October 9, 2023
Месяц назад Палата представителей США приняла законопроект, обязывающий аппарат госсекретаря США каждый год проводить аудит учебных материалов палестинских школ и предоставлять отчет, от которого будет зависеть финансирование, а Комиссия по иностранным делам Палаты представителей провела панельную дискуссию о проблеме пропаганды насилия в палестинском образовании.
Среди израильских политиков после 7 октября эту тему затрагивал лидер израильской оппозиции Яир Лапид: “Израиль не согласится с тем, что Палестинская администрация будет принимать участие в управлении жизнью в Газе до тех пор, пока в Палестинской автономии не будет реализована обширная программа дерадикализации, которая будет включать просветительскую деятельность против подстрекательства”.
О палестинских детях, воспитанных пропагандой, и необходимости изменений говорил и Илон Маск во время визита в Израиль в конце ноября: “По сути, этих людей кормили пропагандой с детства. И удивительно, на что способны люди, если их кормят ложью: с самого детства они будут думать, что убийство невинных людей — это хорошо[…] Нужно изменить систему образования, чтобы новые поколения не учили становиться убийцами[…]”.
Критика UNRWA
На протяжении многих лет наибольшей критике в отношении образования подвергалась UNRWA, отвечающая за образование более 300,000 палестинских школьников ежегодно и за половину школ в секторе Газа. Как структура ООН, они обязуются проводить обучение в соответствии с ценностями организации.
Сама организация заявляет следующее:
“Школы UNRWA на Западном Берегу стремятся создать демократическую школьную культуру и развивать гражданские и лидерские навыки, позволяя детям палестинских беженцев смотреть в будущее с целеустремленностью и надеждой. В связи с этим была введена программа «Права человека, разрешение конфликтов и толерантность», с целью развития знаний, навыков и отношения учащихся к культуре прав человека, ненасилия, навыков здорового общения и мирного разрешения конфликтов”.
Одним из принципов организации в отношении образования также является то, что в своих школах они используют местные школьные программы и учебники, то есть в Сирии – сирийские, в Ливане – ливанские, а на Западном берегу и в секторе Газа – палестинские соответсвенно. Сами они, в ответ на критику использования противоречащих ценностям ООН материалов палестинских учебников, не раз подчеркивали сложности в этом отношении:
“Обеспечение того, чтобы учебные материалы, используемые в школах UNRWA, соответствовали ценностям ООН, вызвало некоторые сложности на Западном берегу. Как и в других регионах, на Западном берегу UNRWA следует учебной программе принимающей стороны. Министерство образования Палестинской автономии в рамках общей реформы образования начало процесс изменения своей учебной программы и с 2016 года поэтапно выпускает новые учебники.[…] Помимо проведения регулярных обзоров структуры учебной программы, были начаты быстрые обзоры недавно выпущенных учебников по нескольким ключевым критериям, среди которых нейтральность, непредвзятость и соответствие возрасту”.
Тем не менее, согласно неоднократным исследованиям IMPACT-SE, меры UNRWA по мониторингу и замене неприемлемых материалов непрозрачны и недостаточны.
В отчете Счетной палаты правительства США (GAO) об обращении UNRWA с проблемными материалами ПА, опубликованном в 2019 году, говорится, что UNRWA «предпринимает действия по устранению контента, который не соответствует ценностям ООН», путем создания «дополнительных учебных материалов, таких как альтернативные фотографии, примеры и рекомендации для учителей по использованию учебников в школах UNRWA». Но в докладе также утверждается, что « UNRWA не обучает учителей и не распространяет дополнительные учебные материалы в классах. В результате эти материалы фактически не используются».
В рамках своих образовательных реформ в 2011 году UNRWA выступила с инициативой по продвижению «альтернативных методов обучения», включая, помимо прочего, самообучение, чтобы позволить учащимся продолжать учебу во время чрезвычайных ситуаций, таких как вооруженный конфликт. Первые «Карточки для самообучения» UNRWA появились в 2020 году. Их также исследовали в IMPACT-SE и пришли к выводу, что они практически ничем не отличаются от материалов других палестинских учебников.
Учебные материалы
В карточках все так же мелькают темы мученичества и джихадизма.
На картах всю территорию государства Израиль называют Палестиной.
В учебном материале для 6 класса рассказывается о древних цивилизациях региона, но в его содержании не упоминаются евреи, а Ханаанские народы называются арабскими племенами, что исторически неверно.
Говоря об испанской инквизиции, Израиль не только обвиняют в “использовании тех же методов для допроса палестинских заключенных”, но также умалчивается, что жертвами инквизиции были в том числе и евреи, а события 1492 года сравнивают с событиями 1948 года.
В своих карточках UNRWA также допускает заведомо ложную информацию, в частности обвинение Израиля в поджоге мечети Аль-Акса в 1969 году, хотя доказано, что за атаку ответственен австралиец-христианин Денис Рохан.
Педагоги и сотрудники школ UNRWA – кто они и как они реагировали на атаку 7 октября?
Очевидно, что в образовании и становлении личности большую роль играют не только учебные пособия, но и педагоги.
В неоднократных отчетах IMPACT-SE и UN Watch (2015, 2017, 2021, 2022), работники и учителя школ UNRWA, абсолютное большинство которых местные жители, не раз уличались в экстремистских взглядах и пропаганде насилия.
Последний такой отчет был выпущен IMPACT-SE в ноябре 2023 года. Приведем несколько примеров из него.
Mahmoud Abu Adhm – инженер-строитель и сотрудник UNRWA, проживающий в Газе. С момента нападения ХАМАС на Израиль 7 октября, он сделал несколько постов в своих социальных сетях с поддержкой террористов. В одном из постов он публикует изображение палестинки с плакатом, на котором написано: «Эта земля недостаточно велика для двух наций».
В другом посте от 10 октября он призывает ХАМАС убивать израильских заложников, ссылаясь на Коран: «Не проходите мимо пленника, который не был помилован, не отрубив ему шею, чтобы запугать врага Божьего и вашего врага».
Sarah Alderawy – учитель UNRWA, преподаватель английского. Неоднократно публиковала посты с призывами к насилию. Например, утром 7 октября она сделала репост видео, на котором показаны разрушения от выпущенной из Газы по Израилю ракеты и террористы ХАМАС, расстреливающие израильские машины. Видео сопровождается цитатой из Корана: «Возвращайся к ним, а мы обязательно прибудем с войском, перед которым они не устоят, и изгоним их оттуда униженными и ничтожными».» [Ан-Намль: 37].
Halima M. Sharbain – социальный работник, медсестра в школе UNRWA в Газе. Утром 7 октября опубликовала пост, призывающий «обеспечить безопасность Газы и ее воинов джихада» и призывающий жителей Газы «возобновить намерение рибата [оборонительного джихада]».
Abu Alqaysar Badawi, как и его жена, учителя UNRWA из Рамаллы. 11 октября он опубликовал видео канала Al Jazeera от 2018 года, на котором солдаты ЦАХАЛа получили ранения в результате взрыва возле палестинского флага, установленного на границе Газы и Израиля. Эти кадры он сопроводил подписью: «Слава Аллаху, Его Посланнику и верующим».
Выпускники-террористы
Можно предположить, что учебники и учителя, поддерживающие действия ХАМАС, еще не означает, что ученики этих школ сами становятся террористами. Однако, есть доказательства обратного.
В машине одного из террористов, участвовавших в атаке 7 октября, был обнаружен диплом, выданный в 2018 году колледжем UNRWA в Газе.
Хасан Сулейман Катнани числится на официальном сайте военного крыла ХАМАС. В его биографии указано, что он учился в школе UNRWA. Кроме того, его отец сотрудник UNRWA и является зятем базирующегося в Катаре члена Политбюро ХАМАС и пресс-секретаря Хоссама Бадрана, который был освобожден в обмен на израильского солдата Гилада Шалита. Катнани был одним из организаторов нападения на семью Ди 7 апреля 2023 года, в результате которого были убиты трое членов семьи. В ходе нападения боевики открыли огонь по автомобилю, в котором находились Люси Ди и две ее дочери, Майя и Рина, с близкого расстояния, выпустив в общей сложности 22 пули из автомата Калашникова. Майя и Рина были мгновенно убиты, а Люси скончалась от полученных травм через три дня после нападения.
Махмуд Зухайр Салем, также числится на сайте военного крыла ХАМАС «Бригад Аль-Кассам». Его биография гласит, что «его учили любить джихад и самопожертвование». Бывший ученик школ UNRWA был одним из организаторов взрывов в порту Ашдода в 2004 году, в результате которых 16 израильтян были убиты. На тот момент ему было всего 18 лет.
Отметим, что в отчете представлена информация о более, чем 100 террористах-выпускниках школ UNRWA.